Апатент.ру в социальных сетях:

Основные принципы изобретательства, исторические параллели (ч.5)

Продолжаю повествование о плавании норвежской экспедиции, в очередной части возникает параллель «необязательно быть в полной зависимости от авторитетов сегодняшнего дня».
После завершения строительства плот «Кон-Тики», названный в честь Бога-Солнца белокожих некоренных жителей Южной Америки (это только одна из версий), был продемонстрирован специалистам. Адмирал сказал, что с одной стороны плот слишком мал и при сильном волнении перевернется, но, с другой стороны, слишком велик и при шторме встанет на соседние волны и сломается. Крупнейший экспортер «бальсы» заметил, что через четверть пути бревна пропитаются водой и утонут. Другие специалисты были уверены, что всех путешественников вместе с каютой смоет первым ураганом, соль уничтожит все припасы и их самих, а веревки скоро перетрутся, плот развалится, а если и не развалится, то будет идти через океан год или два. «…получалось, что во всем плоту не было ни одной веревки, ни одного узла, ни одного размера, ни одного куска дерева, которые не должны были бы послужить причиной нашей гибели в океане… А посол одной из великих держав произнес печальным голосом: Ваши мать и отец будут очень опечалены, когда узнают о вашей смерти» и подарил библию. Тур ничего не смог возразить, ведь он не был моряком, да и команду специально собирал из непрофессионалов, иначе бы они никогда и никуда не поплыли. Здесь был использован один из основных принципов изобретательства, заключающийся в том, что «не обязательно быть в полной зависимости от авторитетов сегодняшнего дня».
 Плот готов к торжественному отплытию, надо оттащить его в океан на 50 миль от берега, чтобы он поймал восточный пассат. Сам Тур этого делать на веслах не стал, т.к. древние мореплаватели научились отплывать в океан на 100 миль, охотясь на тунца. Ведь и в защите патентов не все надо подтверждать собственными исследованиями. Можно ссылаться на известные решения. То есть чистота эксперимента не нарушалась. Тур на плоту, время отплытия назначено, команда на берегу расслабляется последние часы. Толпа корреспондентов, главы дипломатических миссий и зеваки собрались на набережной. Но тут к плоту приближается буксир, цепляет его и начинает выводить в открытый океан. Никакие английские доводы Тура о преждевременности начала пути на индейскую команду буксира не производят никакого впечатления. Но все-таки в какой-то момент ему удается перебраться на буксир и на языке жестов и междометий объяснить суть проблемы потомкам покорителей океана. Катер с буксира отправляется на берег и скоро с кем-то появляется вдали. Но по мере его приближения у Тура начинают возникать смутные сомнения из-за странной одежды на его спутниках. Последняя надежда на то, что они перебрали текилы и решили нарядиться по торжественному случаю начинает таять. Уж больно у них звонкие голоса и длинные ноги. Через несколько минут «Кон-Тики» заполнила толпа раскрепощенных сеньорит. Для длительного путешествия через океан и проживания на островах это вроде неплохо, но Тур в этот момент хотел утопиться. Такого стресса он не испытывал за всю подготовку экспедиции. В современной теории решения изобретательских задач нет методики, чтобы разрешить такую ситуацию. А тем временем его спутники навеселе пробираются через встречную толпу на набережную, и каждый им сообщает, что смотреть больше нечего, торжественное отплытие закончилось. Когда ситуация разрешилась, Герман вывел свой универсальный закон: «когда дело начинается так отвратительно, закончиться оно должно хорошо».